Сампсониевский собор Смольный собор Спас на крови Исаакиевский собор
фотогалерея  :: персоналии :: жития святых :: english :: deutsch :: francais

Flash ролик 1.2 Mb

















     Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" > Персоналии > Тимм Василий Федорович

Тимм Василий Федорович (1820-1895)

Георг-Вильгельм (Василий Федорович) Тимм, сын рижского бургомистра, часто подписывавший свои произведения "Вася Тимм", родился в местечке Зоргенфрей близ Риги 9 июня 1820 года.

Получив первоначальное образование в Биркенруской гимназии, в 1835 году он поступил вольноприходящим в Академию художеств, где учился у Зауервейда. Через два года за картину, изображающую группу уланов, был удостоен серебряной медали второй степени. В 1839 году окончил Академию со званием художника 14-го класса, и за успехи в батальной живописи награжден серебряной медалью первой степени.

В течение ряда лет В.Ф.Тимм жил в Париже, Алжире, на Кавказе, в Севастополе и в Москве. Пребывание на Кавказе вдохновило его знаменитый "Русский Художественный Листок", который он начал издавать в 1851 году по возвращении в Петербург.

Принимал участие в иллюстрации множества изданий. Отличаясь тонкой наблюдательностью и замечательной энергией, он неутомимо заносил в свой альбом все то, что привлекало его внимание - и бытовые типы, и всякого рода события, начиная от захмелевшего мужичка и мелких подробностей будничной жизни, кончая портретами выдающихся современников, театральными представлениями, торжествами, церемониями и праздниками. Целью его было, как говорил он сам в предисловии к "Русскому Художественному Листку", "изображение всего замечательного в России, всего близкого русскому сердцу, всего драгоценного для русской жизни, с исключением всего иностранного, не касающегося России".  Его произведения - самая интересная и разнообразная живописная хроника русской общественной жизни 40-х-50-х годов XIX века.

Тимм был прирожденный рисовальщик или, как их иногда называли в 1840-х годах - "карандашист". Отдавшись всецело своему призванию, он остался верен ему до конца жизни.

В начале своей художественной деятельности (1840-1844) он проявил склонность к сатирическому изображению окружающего быта и создал целый ряд произведений, дающих возможность отвести ему в истории русской карикатуры почетное место. Критический анализ Тимма - это не карающий бич сатиры, занесенный над общественными язвами, и даже не едкая насмешка. Это мягкая, быть может, слишком мягкая ирония. Типы Тимма - флиртующие франты и франтихи 1840-х годов, с преувеличенной округлостью жестов, обманутые мужья, переносящие свой позор со слишком веселой беззаботностью, попавшийся неудачно волокита, смешной балетоман с громадным лорнетом, тема наивных и беспечных зевак. Это простое, бесхитростное изображение действительности, или, хотя и шарж, но совершенно невинного свойства.

Особого сборника его карикатур не существует. Тимм был по преимуществу иллюстратором, и все его работы разбросаны по современным ему изданиям.

Более поздний период - 1851-1862 гг. всецело посвящен изданию "Русского Художественного Листка", носящего характер бытовой летописи или простого и бесхитростного жанра, не задающегося никакими другими целями, кроме добросовестной и верной передачи воспринимаемых им впечатлений вне всякого критического их анализа.

"Русский Художественный Листок" - великолепное издание. Рисунки выходили по одному листу три раза в месяц. Целью этого издания, как говорил Тимм, было "передавать все, что только может быть схвачено карандашом замечательного, как в минувшей, так в особенности в современной жизни русского народа, и притом передавать в рисунках верных, не вымышленнных, снятых с натуры - словом быть художественною летописью России."

В 1862 году в связи с болезнью Тимм приостановил издание листка. В 1867 году он уехал в Берлин и более в Россию не возвращался.

Г.-В. Тимм умер в Берлине 7 апреля 1895 года.